Ремонт тормозной системы автомобилей

Система тормозов автомобиля призвана обеспечивать его безопасность во время движения, это известно всем. Но у неё есть и некоторые другие предназначения, о которых не принято задумываться, но, тем не менее, многие автомобилисты пользуются ими достаточно активно. Вот, например, одно из самых, на первый взгляд, парадоксальных – интенсивно используя тормоза некоторым образом, можно увеличить скорость на дистанции без повышения мощности двигателя. Чистая арифметика, ведь эффективное торможение сократит время в пути, а скорость обратно пропорциональна временным затратам. Или – при торможении энергия бесполезно тратится на нагрев атмосферы, вместо того, чтобы экономить энергоресурсы автомобиля. Но выигрывается, опять же, время, а время, как известно - деньги.

Помимо эффективности, к тормозам предъявляется и много других требований. Тормозная система должна стабильно работать в любую погоду, не требовать частого вмешательства ремонтников, а также быть удобной в использовании и понятной для самых разных людей, даже для новичков. Эта система должна быть «своей» для каждого, севшего за руль - от человека с задатками автогонщика и мощными ногами, до начинающей водительницы, плохо понимающей кинематику автомобиля и не располагающей большой силой для нажатия на педаль. Отсюда и высокая сложность тормозной системы, которая призвана обеспечить потребности самых разных людей, управляющих автомобилем.

Цены на ремонт тормозной системы авто в СПб

Дисковые и барабанные тормоза

Оконечными (то есть последними в силовой цепи) устройствами системы являются непосредственно исполнительные механизмы. Обычно это дисковые или барабанные узлы. Первые сегодня применяются в подавляющем большинстве автомобилей, но вторые тоже кое-где сохранились, поскольку у них свои достоинства, иногда перевешивающие несомненное преимущество дисков. Особенно ценят такие механизмы профессионалы, желающие получить для своего автомобиля некоторые дополнительные преимущества.

Дисковый тормоз представляет собой конструкцию, выполненную в виде суппорта с колодками и рабочими цилиндрами. Эта довольно компактная конструкция охватывает край тормозного диска, регулируя его состояние. Хорошие условия для охлаждения, простота конструкции и ремонтопригодность выделили эту схему среди прочих и обеспечили ей почти повсеместное применение. Диски часто выполняются вентилируемыми, они могут содержать прорези и перфорацию. В особых случаях они изготавливаются из высокотехнологичных материалов, например, карбона.

Но некоторые недостатки дисковой конструкции бывают весьма критичны, особенно в экстремальных условиях, в которые часто попадают неопытные водители. Среди главных недостатков можно отметить плохую защищённость от грязи, поэтому более осведомленные профессионалы предпочитают барабанные тормоза. Барабанный тормоз - это закрытая конструкция, состоящая из цилиндрического барабана, внутри которого расположены колодки и приводные механизмы – такая система довольно хорошо защищает все узлы от попадания на них грязи и воды. С тормозными качествами тут, конечно же, несколько хуже, как и с отводом тепла, поэтому система считается устаревшей и применяется не так часто, как система дисковая.

Особо выделяется ручной или стояночный тормоз. Он, как правило, барабанного типа и выполняется в отдельном конструктиве.

Привод и усилители тормозов.

Чаще всего привод тормозов основан на использовании гидравлики. В тяжёлых автомобилях используется пневматика. Механические, тросовые или с применением системы тяг устройства устарели и давно уже не производятся. Исключением является привод стояночного тормоза, там по требованиям создания долговременного усилия оставлены тросы, а в новых конструкциях добавлен электропривод.

Для облегчения нажатия на педаль в конструкцию почти повсеместно введены усилители. Это гидровакуумные агрегаты, использующие разрежение во впускном коллекторе двигателя, или отдельный вакуумный насос. Система реагирует на нажатие педали, открывает клапан и прикладывает дополнительное усилие к поршню главного тормозного цилиндра. Усилие дозированное, это необходимо для сохранения прозрачности процесса торможения со стороны водителя. Такие системы очень надежные, но требуют постоянной профилактики, так как часто для их создания могут использоваться некачественные узлы и детали.

Сервисные устройства и дополнительные функции тормозной системы.

Современный автомобиль посредством многих своих узлов и приспособлений часто «вмешивается» в процесс управления, облегчая труд водителя и ускоряя его действия. Базовой системой подобного типа в тормозах является АБС. Это антиблокировочная система, не позволяющая колёсам при торможении переходить в режим скольжения, тем самым сокращая тормозной путь. Система действует независимо по каждому колесу, ослабляя, если надо, давление в его гидравлическом контуре.

Иногда, наоборот, требуется обеспечить быстрое нарастание тормозного усилия. Тогда в дело вступает так называемый, брейк ассист – помощник человека, срабатывающий при торможении. Электроника распознаёт необходимость экстренных действий и подаёт дополнительное давление в систему от насоса или гидроаккумулятора. Человек не всегда сможет настолько быстро отреагировать на опасность, поэтому после того, как такая система стала использоваться на автомобилях, аварийность транспорта существенно снизилась.

Наиболее продвинутые системы используют даже полностью автоматическое торможение. Датчики сами распознают опасную ситуацию сближения с препятствием и активируют тормоза. Человек может лишь контролировать процесс торможения, управляя направлением движения автомобиля.

С появлением в тормозной системе самых разных датчиков и электроуправляемых исполнительных узлов стало возможно применение тормозных механизмов для коррекции поведения автомобиля на дороге даже в тех случаях, когда замедления и не требуется. Например, подтормаживая определённые колёса, можно компенсировать уводы и скольжения автомобиля, даже помогать ему войти в поворот. Электроника анализирует векторы ускорения машины, текущую скорость, моменты проскальзывания колёс, принимает решение и подаёт давление на избранные цилиндры. Можно в самом настоящем смысле «застабилизировать» автомобиль на дороге, не дав ему перейти в поперечные колебания и режим неуправляемого разворота.

На автомобилях повышенной проходимости с помощью тормозных механизмов и элементов АБС реализуется такая интересная функция, как имитация блокировки межколёсного дифференциала. При этом подтормаживается колесо, находящееся в свободном вращении, а весь крутящий момент таким образом будет переброшен на загруженное колесо. Достаточно недорого по сравнению с механическими блокировками, и весьма эффективно.